Искусство обмана: учим и тренируем. Джейк Доуни, 08 февраля 2007 года. Исскуство обмана: учим и тренируем. Одна из интереснейших и привлекательных особенностей бадминтона – множество возможностей сбить оппонента с толку, применяя «обманки». Некоторые игроки получают неподдельное удовольствие, заставляя противника гадать и ошибаться, уводя его в противоход от волана. Настоящий мастер обмана, которого я встречал и против которого имел счастье играть, был Финн Кобберо, великий датский игрок 60х, чьи навыки «обманок» были настолько великолепны, что даже его ближайшие приятели игроки собирались у корта каждый раз, посмотреть, какой новый удивительный трюк он исполнит на этот раз. В наши дни, за небольшими исключениями, этим искусством пренебрегают, так как большинство игроков рассчитывают на силу, скорость и выносливость на пути к победе. Нельзя отрицать, что современная игра динамична и захватывающа, но ей частенько не достает элемента неожиданности, импровизации. Искусством обманывать пренебрегают по нескольким причинам. Во-первых, революция в фитнесе, которая произошла в последние годы, привела к значительному усилению скорости и силы, из-за чего «обманки» кажутся ненужными. Во-вторых, все больше молодых игроков тренируют, делая упор на отработку техники ударов день за днем. Однако когда напротив нет оппонента, некого обманывать, и это еще одна причина, почему игроки-самоучки прошлых лет обладали искусством обмана; будучи самоучками, они обучались непосредственно в игре, сфокусировав внимание больше на своем противнике, чем на технике ударов. Сегодня же большинство тренеров вовсе не преподают «обманки», возможно, потому что сами не применяют их в игре, и им довольно сложно обучать. Каковы бы ни были причины, игроки получают ощутимое преимущество, если пользуются искусством обмана. Разумеется, также необходимо развивать свои технические навыки и разбирать тактику; это увеличивает количество вариантов ситуации на корте, с которых игрок может заработать выигрышный волан.
Сначала нужно разобраться, в чем же заключается искусство обмана, чтобы тренеру было проще объяснить, а ученику понять. Для того, чтобы сбить противника с толку, игрок должен убедительно показать всем телом, что собирается выполнить совершенно определенный удар/перемещение, в том время как фактически выполнит нечто совсем другое. Например, игрок А показывает, что собирается пробить смэш, а сам в это время выполняет высокий атакующий удар.
Игрок А может пробовать обмануть Б любым способом, но ничего не получится, если Б не поверил «обманке», а игрок А не может быть в этом уверен, пока Б не ответит на обманные движения так, как планировал А.
Для того, чтобы обман удался, А показывает, что собирается пробить смэш, Б распознает его намерения по подготовке к удару, как подготовку к смэшу. Если он видит эти подготовительные движения, он автоматически готовится соответствующим образом ответить и занимает защитную позицию.Теперь А может быть уверен, что обман удался и послать волан над головой Б.
Тренерам и игрокам нужно помнить, насколько важно ясно показать «обманку». Ведь игрок А выражает свое намерение не вербально, а через передвижения, языком тела.
Чтобы обман удался, А должен быть уверен, что Б наверняка определит его движения как подготовку к смэшу. Как если бы А позировал Б, показывая, как выполняется этот удар. Тогда Б автоматически ответит на смэш, будучи уверенным, что именно он и последует. Если А будет «позировать» не убедительно, и картинка получится неясной, туманной или слишком сложной, тогда Б может не разобраться, что же намеревается сделать А и не ответит так, как А ожидает. Даже если у него и будут догадки, ему может просто не хватить времени ответить так, как было нужно А. И в том, и в другом случае «обманка» не сработает.
Поэтому необходимо, чтобы игрок, использующий «обманки», показывал противнику совершенно четкую картинку, которую тот быстро и однозначно интерпретировал и сразу бы готовился ответить соответствующим образом. Если у игрока А это получится, тогда он сможет манипулировать Б к своему преимуществу.
Помню, несколько лет назад был случай с неким английским игроком, весьма искуссно обманывающим на сетке. Он сделал несколько легких росчерков ракеткой, выманивая противника к сетке, чтобы затем резким ударом послать волан над головой противника под заднюю линию. Увы, но в этом случае его оппонент просто не смог понять, к чему все эти волшебные росчерки ведут и не ответил, как ожидалось, а остался наблюдать за ними со среднего корта. И когда произошла откидка, он легко вышел на волан, с удовольствием пробив смэш. Англичанин не мог понять, почему же его «обманка» провалилась; ведь обычно игрок отвечал на эту хитрость, давая себя обыграть.
Применение “обманок”. Искусство «обманок» это часть тактики, их нужно использовать только в ситуациях, когда вы чувствуете, что это увеличит ваши шансы забить выигрышный волан. Например, это могут быть следущие ситуации: 1. Волан высоко на среднем или дальнем корте, принимающий игрок показывает, что готовится пробить смэш, заставляя оппонента встать в защиту, из которой он не сможет быстро достичь ближней/дальней зоны. Тогда первый игрок может выполнить скидку или атакующий под заднюю линию, получив на этом очко, или слабый ответ.
2. Волан низко на среднем корте и оппонент приготовился атаковать. Игрок показывает, что собирается сыграть налево или направо, на сетку или под заднюю линию, заставляя оппонента перенести вес в противоположную сторону, и тут же ударить в другую, заставляя его уйти «в противоход». Оппонент не успеть занять нужную позицию, или потеряет время и ответит слабо.
3. Волан на сетке. Игрок показывает, что собирается сыграть подставку, выманивая оппонента на сетку, после чего резким щелчком посылает волан через голову противника.
В таких ситуациях необходимо помнить две вещи. Первое – «обманки» наиболее эффективны, если игрок всем телом показал решимость атаковать, чтобы противник безусловно ощутил угрозу и приготовился к защите. Второе – всегда необходимо сопровождать траекторию волана ракеткой, по мере его приближения. В этом случае игрок может сделать паузу, давая время противнику двинуться в сторону «обманки».
В этом вся суть «обманок» - игрок предчувствует направление удара и двигается еще до того, как удар выполнен. Обманщик получает преимущество, убеждая или поощряя соперника принять неправильное решение.
Существует и другой вариант – маскировка. Способ, который применяют игроки, не использующие «обманки» - не позволить оппоненту заранее разглядеть свои намерения. Большинство хороших игроков пытаются предугадать наиболее вероятный ход соперника, что только приближает к успеху мастеров обмана. Если игрок хорошо владеет ракеткой, он может маскировать свой удар до последнего момента. Игроки, хорошо «читающие» оппонента так и поступают, потому что они видят малейшие знаки, когда соперник готов нанести удар. Наверняка вы и сами это делаете, когда играете против соперника, игру которого хорошо знаете. Маленькие рефлекторные движения, даже мимика помогают внимательному игроку понять, что собирается делать оппонент. Но если их немного и знаков недостаточно, становится трудно, если не невозожно, судить о намерениях противника. Остается только ждать.
Вместо того, чтобы готовиться к конкретному удару, скажем, смэшу, игрок может принять нейтральную позу, будучи готовым принять волан и при этом не давая противнику никакой информации. Не имея возможности для анализа, соперник будет вынужден ждать до момента удара и только после этого занимать ответную позицию. Для того, чтобы пользоваться этим, необходимо научиться выполнять разные удары из одного подготовленного положения. Руди Хартоно был прекрасным примером игры такого плана. В большинстве ситуаций он рано был готов принять волан, а затем просто ждал до последнего момента, прежде чем ударить по волану. Оппонентам было сложно «прочитать» его вероятный ход и приходилось просто стоять и ждать удара, прежде чем они решались двинуться в какую-либо сторону.
Игроки, имеющие в техническом арсенале избыточные и ненужные двигательные привычки, наиболее легко читаемы, так как дают много информации о своем ударе и позволяют разгадать свои намерения легко и довольно быстро. Чтобы избежать этого, необходимо развивать свои технически навыки – удар должен быть четким и лаконичным, без лишних движений. Игроки, сумевшие этого достичь, будут прогрессировать быстрее в отношении искусства обмана.
Учимся применять «обманки». Любой игрок с хорошей техникой располагает арсеналом эффективных ударов с одинаковой подготовкой к ним. У таких игроков уже есть главная составляющая для обмана. Чтобы научиться обманывать, остается выработать особое отношение к игре. Нужно помнить, какое преимущество дает мастерство обмана и постоянно совершенствоваться во владении ракеткой. Учиться получать удовольствие от собственного притворства, сбивая оппонента с толку, своим мастерством и смекалкой вынуждая его совершать ошибки, неверные и напрасные действия. Все внимание игрока и все его действия должны быть связаны с действиями соперника, которого нужно обмануть, разбалансировать, сбить с толку, сыграть «в противоход», увеличивая свои шансы на победу в розыгрыше. Нет никакой опасности перестараться с «обманками», если игрок использует их, как часть общей тактики. Чтобы научиться искусству обмана, его нужно тренировать. Это задача состоит из двух частей. Первое, нужно совершенствовать навыки владения ракеткой и навыки перемещения по корту, для того чтобы уверенно показывать подготовку одного удара и выполнять совсем другой, например, начать смэш и закончить его скидкой; показать откидку к задней линии и сменить ее на подставку, и наоборот; качнуться в одну сторону, чтобы сбить баланс оппонента, и сразу пробить в другую. Это основные вещи, которые нужно тренировать прежде, чем переходить ко второй части, - тренировке в игре, где игрок сможет испытать настоящий азарт, подлавливая и обманывая соперника.
Обучение «обманкам». Задача обучения вытекает из вышесказанного.Тренер должен помогать игрокам совершенствоваться и в технике ударов, и в технике перемещений; убедиться, что игроки понимают и используют технику ударов как часть тактики, поощрять игроков использовать эти навыки для обмана противника к своему преимуществу. Чтобы соревноваться с лучшими, нужно не только обладать техническим и тактическим мастерством, хорошей физической формой и волей к победе, но и иметь в запасе немного больше, чем у других. Например, искусство обманывать.
|